я сильно промахнулась, когда думала, что впереди примерно три-четыре (если повезет - 5) дней наедине с книгой. иногда я очень сильно не люблю свою способность проглатывать книги. хотя удивляться нечему... читаю с 5 лет, учусь на филологическом - все предпосылки к развитию скорочтения присутствуют. к тому же наконец в руки попалась 1) настоящая бумажная книга (я уже говорила про свое отношение к электронным книгам и онлайн-библиотекам. они прекрасны, спасают место и деревья. но я ходячий анахронизм - мне нужно знать вес книги, запомнить фактуру бумаги, конкретно у 1q84 бумага странно неплотная-пористая наощупь, неприятная, словно пропылилась где-то, слишком сухая, но это единственная моя претензия к книге. а электронные книжки, как ни бьюсь, все авно кастратами ощущаются). 2) мне попалась в руки прекрасная книга, которую я давно ждала.
многабукаф про муракаминасчет "ждала", конечно, всегда есть риск. Можно нарваться на второй "Послемрак" (для меня - самая слабая книга, при всей атмосферности она то ли "сделана", то ли "недоделана"... хотя есть в ней какая-то особая жуть). А судя по общему трезвону про "социальную направленность" и "обзор послевоенной истории Японии", я вообще опасалась, что внутренний Толстой, который уже появился в "Денс, денс, денс", снова взял вверх над Мураками. Но в итоге я наконец-то получила свою "идеальную книгу", хотя честно скажу - она могла бы быть и потолще. Идеальная книга будет толстой-претолстой.
Мураками - всегда отдельная песня для меня. Я люблю рассказывать, как случайно попавшиеся мне "Слушай песню ветра" и "Пинбол 1973", чуть не свели меня с ума. Было внутри такое зудящее ощущение: еще одна страница и - катарсис, ты поймешь: что ты и зачем. Но страница за страницей - а смысл так и не появился, да и книга закончилась просто моментально. Ее абсурдность, "сдвинутость" всех осей и параллелей отзывалась внутри чем-то... ощупываешь пустоту внутри как дырку от зуба, ищешь что-то и не находишь. Мураками я практически возненавидела. А на следующее утро смела с полок библиотеки все его книги, которые там были, торжествуя, что они такие толстые. Потом я бегала в библиотеку снова и снова, чередуя Мураками и Фрая, выжидая, когда бестолковые медленно читающие люди принесут очередной "кирпичик"... С тех первых книг я больше не находила в себе этой растерянности перед "сдвинутостью" мира. Потому что быстро поняла, примерив координаты муракамских героев к своему миру и себе: объяснять ничего не надо. В книги Мураками я не встраиваю "своих" героев, не спорю с его героями, не подсказываю им слова или действия. Просто я во многом муракамская девочка, логику его "сдвинутых" миров чувствую. Может по-своему, но чувствую. Отношения, невозможные в "нормальном мире" дл меня - правильные в чем-то, точнее знакомые. мои герои и в чем-то вемя от времени воспроизводим их. Хотя я не ощущаю это как "цитату". Мураками никогда не был моим "учителем".
Критику на его романы не читаю никогда, даже разговариваю о нем сравнительно мало. Но его нормальных (!!!) героев, которые стремятся заполнить пустоту внутри, исправить сломавшийся мир - знаю, кажется, лучше чем саму себя. И перечитываю их раз за разом. Мураками - редкий автор, которого можно прочитать больше двух раз. Конечно, я много кого перечитываю, но дело в том, что внутри его книг все продолжает меняться и сдвигаться. Поэтому все время перечитывая его - читаешь заново. Ну это я опять про себя. Многие мои знакомые его не любят. Затянуто. Или надумано. Или натянуто. Или запутано. Я про себя это объясняю тем, что мои знакомые просто живут в мире с другой гравитацией и другой логикой. Это неплохо и нехорошо, просто другие логика с гравитацией.
А про 1q84 можно сказать все тоже самое. Хотя для Мураками книга в чем-то новаторская, хотя бы тем, что он ведет обе сюжетных линии от третьего лица, причем один из протагонистов - женщина. Сперва это здорово удивляло, а потом втянулась. Да и сам "муракамский" герой несколько ... мутировал, характеристики героя практически не изменились (ну только прибавилась теперь ниточка эдипова комплекса, если угодно). Однако ощущение от него несколько иное, даже когда его затягивает в тысяча неветьсот восемьдесят четвертый. То ли он изначально еще больше оторван от реальности. Кстати, нет, не больше остальных. То ли его собственная пустота не настолько трагична. Я на знаю.
Само собой девочка-красотка не от мира сего в романе тоже есть. Почему-то появление этих "пигалиц" у Мураками смешит не так сильно, как кинговские мальчики. (Хотя с мальчиками - это просто феерия). А с середины второго тома начинается тот самый "резонанс", о котором говорила. Я вспомнила это чувство, оно сродни тому состоянию, в котором я обычно пишу (особенно Каллар). Сейчас снова думаю, что изначально сочувствовала Лидеру, хотя особых поводов вроде юы никто мне не давал, но всю сцену в номере, когда Аомаме приходит к нему, чтобы убить (такой вот сюжет), а в итоге сидит с ним и разговаривает о LittlePeople... у меня было ощущение, что вот я - здесь и сейчас - нахожусь там. Да и много еще у меня пересечений с этими "муракамскими" героями, не сходств, а именно пересечений. Пока не скажу понятнее, да и так уже написала гораздо больше, чем планировала.
@темы:
книги,
зарисовки,
мыслевслух
но в контексте этого днева и моего мозга существуют Харуки Мураками и Макс Фрай, так что если имени нет - то точно кто-то из них. До их тезок руки не доходят.
ну и вечная привычка - все и так уже в курсе моих тараканов)