Кажется, пришла пора вернуться к старой практике и начать записывать то, что читаю. Потому что читаю много, и уже сейчас мне трудно перечислить все книжки этого месяца.
А чтоб два раза не ходить, вспомню, чем закончился прошлый год.
Текст, традиционно, под картинкой.1.
«Марсианин». Вейр Энди.
Первая треть книги прошла со скрипом, меня здорово доставало вчитываться в бытовую математику марсианского Робинзона. Чтобы дождаться новой миссии, надо протянуть 800 (например) дней. В день надо съедать 1200 ккал. Продуктов хватит на 350 (а почему и нет?) дней? Но я могу вырастить картошку, в картофелине 20 (например) ккал, значит мне нужно вырастить столько то картошки. Для этого мне потребуется такая то площадь. Чтобы вырастить столько-то картошки на заданном участке потребуется столько-то кубометров земли. Просто учебник по математике, а не книга. Но постепенно я втянулась. Год заканчивался странно, и книга кричащая с каждой страницы: «Человек может все», была в тему.Дальше - больше2. «Повести древних лет». Валентин Иванов.
Давно искала эту книгу среди завалов и с удовольствием перечитала. Но две трети книги меня мучала мысль: «Автор, отойдите от кактуса, вам не вкусно». Иванов так очевидно не переносит викингов, что читать главы про них – ага, мучительно. Столько зла потратить на описание их быта, характеров, истории. Особенно это бросается в глаза, когда викинги предсказуемо схлестнулись с новгородцами. Те-то само собой сплошное благолепие и благообразие же. Поэтому сплошь и рядом удалой новгородец терпит какое-то лютое зло от жестокого викинга, провонявшего кровью и потом. У наших же сплошь хлебушко да солнышко. Мне первая часть нравится и местный староста с русалками. Ну а в конце автор просто взял и припечатал постылую Европу, с рассадником заразы… да, Нормандией. Кстати, Ролло(н) там эпизодически появляется и лично мне нравится. Так-то.
Ну а 2015 год начался с эпичной недели без Интернета, так что…
3. Я предсказуемо перечитала 1Q84 Харуки Мураками.
В третий раз. Это не предел. Я уже много говорила про свои отношения с Мураками, так что я просто люблю автора, люблю книгу. И внезапно поняла, что ассоциирую Тамару с soley412. Ну ладно, бывает.
4. "Ветка Сакуры". Эдуард Овчинников.
И вот еще моя логика, в 1Q84 я внезапно зацепилась за… похороны отца главного героя. Обряд был буддийский, а это люто схлестнулось в голове с тем, что все остальные упоминания о религии – это перечисление синтоистских божков. Интернета, напомню, нет, так что я бросилась за «Веткой сакуры» Овчинникова. Советская документалистика. О Японии. Вопрос про буддизм и синтоизм в голове прояснила быстро, похихикав над тем, что (так в книге написано) синто монополизировал веселые праздники, оставив буддизму похороны. А потом я залипла над главой про пожизненный найм. Книга написана в 70е, так что по времени все удачно сходилось, и я внезапно стала по-новому смотреть на отца Тэнго. Ну того, что в начале у меня уже похоронили по буддийскому обряду. Я всю дорогу думала, ну какой упертый мужик, даже попросил похоронить его в форме компании, на которую работал всю жизнь. А ведь работка-то у него была препаршивая. Но прокрутив в голове прочитанное у Овчинникова, решила, что мужик не такой уж упертый дятел, каким кажется, и ему – внештатнику – офигенно повезло попасть в штат.
5. А вот когда бы я еще «Песнь о нибелунгах» прочитала, а?
Кстати, знай раньше, что перевод хорош, а сюжет бодр и весел, взялась бы за книжицу давно, но увы, на лекции в свое время именно «Песни» досталось больше всех. По описанию она выходила эпически скучной… Про то, что в первую брачную ночь Гунтера связали и повесили, как куль с мукой, в лекции не было и слова. А зря, думаю, это добавило бы интереса к тексту. В целом же Брунгильды недодали, Гунтер - дурачок какой-то, Зигфрид - задавака, а автор нещадно спойлерит. Но как прекрасен Хаген. Дада, осталось к Саге о Вёльсунгах прильнуть.
6. «Исчезнувшая». Гиллиан Флинн.
Ооо, как оно щекочет мои нервы. Конечно, я знала главный спойлер, и, вероятно, была лишена какого-то очарования книги. Ведь «все было не так». Эмми вызывает у меня какой-то животный ужас, в финале книги я не вижу даже пародии на хэппи-энд, это наоборот, сосредоточие саспенса. Наверное, книга (как и многие другие) стоит отдельной вдумчивой рецензии, но вряд ли я уже соберусь. Дези, какой он в книге кошмарный. В фильме ему по-своему сочувствуешь, хоть и побаиваешься. А в книге просто бррррррр.
7. «Побег куманики». Лена Элтанг.
О, вот где я пробиралась сквозь дебри слов, беспокоясь, что в конце все происходящее просто схлопнется, не оставив от сюжета и крошечки смысла. В какой-то мере так и произошло, но. Какое роскошное «но». Книгой упиваешься, захлебываешься, тонешь в ней, в ее описаниях и полунамеках…
8. «Каменные клены». Снова Лена Элтанг.
А чего вы хотели? Я знатный книжный наркоман, и не могу отказаться от своей дозы. Эту книгу мне рекомендовали как «ту, что полегче». Ну и правда, насыщенность «Куманики» мифологическими пластами здесь слегка растворяется в быту, причудливых фантазиях Саши и знакомых отсылках к греческим мифам. И все равно: книга-ловушка, книга-западня, я выла, когда дочитала. Потому что хотелось еще. И потому что могла бы раньше догадаться, кто такие суконщик и плотник, я искала сложностей в простой загадке. Но, в этом плюс, книг Элтанг, в них можно вернуться зная развязку, и от этого они не потеряют очарования, наоборот, я уже предвкушаю, как буду выискивать новые ключи и подсказки.
9. Аллилуйя, я вспомнила, что прочитала. Избранное Елены Рощиной. Перечитала, само собой.Стихи ее не люблю, а дневники и письма иногда читаю, хотя меня убивает ощущение ее иномирности что ли. Очень пусто от ее слов делается, но когда сидишь в пустой квартире иногда хочется чего-то подобного. К тому же некоторые размышления у нас с не стыкуются, ничего не поделаешь..
10. Погнали дальше. "Другие барабаны". Лена Элтанг. Концовка потянула за какую-то веревочку внутри, но вообще книга читалась медленнее и хуже, чем первые две. А ведь все в курсе, что я делаю стойку на разговорах с персонажами. Просто потому, что давно уже живу, вместе со своими. Но тут скорее "ни уму ни сердцу", даже стиль как-то то ли мимо, то ли проще стал...
11. Что я делаю? Боги, что я делаю. "Над гнездом кукушки". Кен Кизи. Я читала, читала и читала, эта книга перемолола меня, сжевала, перебрала по шестеренкам.
12. "Коллекционер". Джон Фаулз. И тебе не стыдно? Можешь писать про маньяков, а попутно накропал "Женщину французского лейтенанта". Лучше бы еще про маньяка написал. Понравилось, хотя с некоторыми "но".
13. Едем дальше, "Луна и грош", Сомерсет Моэм. Я ругалась на Элтанг? Вот на что надо ругаться, повествователя хочется бить по голове и приговаривать, чтоб не смел сссука больше такой огород городить. Действия меньше, чем попыток этого резонера объяснить происходящее, размышлений, как бы он писал роман. Скотина. я читаю это из-за Стрикленда, вот и пиши про него, а не морали читай. Гаити хорошо написаны, да. Стрева неиллюзорно жалко, и это еще один повод дать писателю по башке. Чо ты ржешь? Кстати, Стрев - это такой Пьер Безухов, только без медвежьей сиилушки. Но вообще я поняла, что надо с самого начала было читать Перрюшо, а неотвлекаться на вбоквел вроде Моэма.14. Гласс Кэти. Будь моей мамой. Искалеченное детство.
Жутковатая книжка о девочке, пережившей насилие. Взялась из-за того, что в книге упоминается диссоциативное расстройство личности, но второй раз вряд ли перечитаю. Непростое чтиво.
15. Харуки Мураками. Дэнс, дэнс, дэнс. Ну что, кто о чем, а я опять перечитала эту книгу, в какой раз не знаю. Просто потому что она у меня есть в бумаге... и потому что история каждый раз затягивает меня с головой. В этот раз почему-то прониклась историей Готанды. Жалко парня(
16. Стивен Кинг. Почти как бьюик.
17. Секретные материалы: Кожа. Мдааааа.
18. Бен Элтон. Слепая вера.
19. Хаксли. О дивный новый мир.
20. Оруэлл. 1984
21. Тимкова Яна. Повесть о каменном хлебе.
22. Искусство любить. Эрих Фромм
23. Нил Гейман. Океан в конце дороги
24. Стивен Кинг. Оно
25. Стивен Кинг. Бессонница
26. Гарри Поттер и методы рационального мышления. Внезапно фанфик и внезапно понравился.
27. ГП и орден феникса
28. ГП и принц-полукровка
29. ГП и дары смерти
30. Шекли. Цивилизация статуса.
31. Шекли. Корпорация "Бессмертие"
32. Шекли. Рассказы
33. Харуки Мураками. Цкуру бесцветный
34. Кинг. Сияние
35. Кинг. Мизери
37. Фрай. Жалобная книга
38. Кинг. Игра Джералда
39. Кинг. Возрождение
40. Кинг. Доктор Сон
41-43. Лукьяненко. Последний дозор. Новый дозор. Шестой дозор.
44. Лукяненко. Чистовик
45. Луьяненко. Спектр.
46. Кинг. Страна радости.
47.Джо Хилл. Коробка в форме сердца
48. Джо Хилл. Рога
49. Джон Уиндэм. День триффидов
50. Кинг. Буря столетия
51. Кинг. Кэрри
52. Нужные вещи
Давай попробую чуть описать, а ты решишь. Потому что все плюсы - это и минусы. 1. Очень до фига ссылок и аллюзий, то есть можно пропускать их мимо ушей, но мозг все равно вскипает. 2. Все от первого лица, в куманике героев много,так что на любителя, мне вот понравилось, но переключаться между 10 героями с разной манерой письма - трудно. в той же куманике главгер пишет в стиле поток сознания, это или цепляет, или бесит. Герой в кленах говорит примерно в той же манере, но все таки понятнее.
С первого прочтения остается ощущение, что проглядела где-то подсказки и пр. Действие... знаешь, оно есть, но убей меня - я не в состоянии пересказать фабулу. В куманике чувак, захваченный поисками философского камня, едет на мальту, находит артефакты и начииииинается. В кленах половина событий вообще придумана, так что если нравятся такие головоломки - то велкам. Я бы сравнила с Исчезнувшей, хотя это разные жанры. Но идея в чем-то близка, не верь словам))
Но самая большая проблема заключается в послевкусии, оставленном книгой. Для меня она оказалась невероятно душной, затхлой, болезненной, а все эти нервно-сладко-дрожаще-лесбийские штучки только усугубили впечатление. Это не проблема автора, это проблема конкретно моего восприятия. Я люблю честные, чистые, просторные тексты, в которых можно выпрямиться, не упираясь затылком в потолок. А в "Каменных кленах" я не только весь затылок себе отшибла, мне еще регулярно приходилось выбираться из этого погреба на улицу - покурить и отдышаться, - потому что в пространстве книги то и дело заканчивался воздух.
Гавальду не читала, надеюсь с такими темпами и до нее доберусь, а то такое чувство, что после филфака я совсем читать перестала и отстала лет на 200 от прогрессивного человечества.
Про просторные тексты тоже понимаю
Вот-вот! Она мне напоминает здание в стиле рококо: рюшечки, бантики, лепнина, а зачем все это, на какую художественную цель работает - не очень непонятно.
А по поводу впечатления от книги - видимо, оно таким и задумывалось, чтобы передать безвыходное состояние героини, заблудившейся в лабиринте из снов, фантазий, воспоминаний и чувства вины. Просто я такое не люблю. У меня при чтении была четкая ассоциация с "Тремя сестрами" Чехова. В свое время меня жутко бесило, что они при деньгах и всех возможностях сидят и двести страниц ноют: "Ах, как хочется в Москву... Ах, кабы мы были в Москве..." - но никто ничего для этого не делает. -_- Вот и Саше мне постоянно хотелось, прошу прощения, дать хорошего поджопника. А то она со своими страданиями очень напоминает уточку из известного анекдота.
Боюсь, все это нивелировало для меня удовольствие от языка, который, без сомнения, трехмерен, визуален и всячески хорош. Но если я захочу почитать книгу просто с красивым языком, который обращается ко всем чувствам одновременно, то лучше возьму "Тысячу лиц тишины" Дарьи Вильке - в этом плане она ничуть не уступает Элтанг, но написана без самолюбования и с гораздо большей любовью к героям.
Гавальду не читала, надеюсь с такими темпами и до нее доберусь
Очень советую начать с повести "35 кило надежды" и романа "Просто вместе".
Меня не особо сашины метания задели, убивали только а ля набоковские описания сокровенных блин частей сестренки, это просто буэ. Теперь ты Чехова припомнила и я разъярилась, как же меня всегда злили эти барышни, ууух.
Пусть будут в очереди Гавальда и Вильке, надо определиться со своим отношением к стилю.
И не собираюсь! Вот честно, "Каменных кленов" для знакомства с автором мне хватило за глаза - и продолжать как-то нет желания.
убивали только а ля набоковские описания сокровенных блин частей сестренки, это просто буэ
О да( Хотя Набоков в этом плане меня не бесил. Возможно, потому, что у него обоснуй лучше.
Пусть будут в очереди Гавальда и Вильке, надо определиться со своим отношением к стилю.
Только у Гавальда стиль прямо противоположный - нарочито простой, почти телеграфный. Я ее вспомнила в том смысле, что у нее тоже куча отсылок в разные места. =)
А вот у Вильке язык действительно похож на элтанговский - с той поправкой, что это подростковая повесть про каникулы на даче, и автор с упоением описывает не разные части тела, а тазики с вареньем.
про "а ля набоквское" потому и "а ля", с Набоковым у нас вполне нежные отношения сложились.
Я закрыла гештальт и дочитала третью книгу, как-то у Элтанг все по убывающей идет - там уже один герой и никакого потока сознания. приноравливается к публике? и ведь не могу сказать, что ее книги мне не нравятся, но все эти "но" сильно портят впечатление(
Там еще шикарная бабушка, которая умеет управлять погодой)
Я закрыла гештальт и дочитала третью книгу, как-то у Элтанг все по убывающей идет
Боюсь, на первую и третью книги у меня действительно уже нет сил. Не вижу смысла мучить ни себя, ни автора
вот это правильно, кактусы по возможности надо обходить стороной)))